Экспозиции

 Описание экспозиции краеведческого музея.

1-й зал «Многообразие жизни на земле». Отдел природы знакомит посетителей с географическим положением, геологией, рельефом, полезными ископаемыми, почвенно-климатическими условиями, животным и растительным миром края, задачами охраны природы в районе. Особенно обращают на себя внимание экспонаты мелового периода, останки животных ледникового периода: мамонта, архара и чучела животных современного леса. Здесь же широко представлены пернатые местной фауны.
 
2-й зал «Времена летописные».     В I тысячелетии новой эры на обширных просторах междуречья Оки, Суры, Цны, Мокши происходило формирование мордовско-этнической группы. Древнемордовские племена жили локальными группами. Они имели некоторые отличия друг от друга в культуре и обрядовых традициях. Население, жившее в верховьях Мокши, в V-VII веках хоронило умерших головой на юг. Эта особенность захоронения характерна для мордвы-мокши. Благодаря данным особенностям археологи определили, что население в Наровчатском крае относилось к мордве-мокше. В музее экспонируются бронзовые украшения мордвы-мокши VIII-XII веков: застежки-сюльгамы, височные подвески, витые браслеты, кольца, накосники, шумящие подвески в виде трубочек, пластинок, колокольчиков, гусиных лапок. 
    Задолго до присоединения к Московскому государству мордва имела экономические и культурные связи с западными соседями – славянскими племенами. В X – начале XII века шел активный процесс заселения русскими мордовских земель. Он проходил как мирным путем, так и путем захвата земель русскими князьями. 
    Процесс присоединения мордовских земель к русскому княжества замедлило монгольское нашествие. Летом 1237 года хан Батый двинул свои многочисленные войска против буртасов и мордвы. Покорение этих народов закончилось осенью, и Батый увел войска на Русь и дальше на запад. Глубоко в тылу подняли восстание мордва и другие народы Поволжья. Вновь пришлось Батыю покорять мордву и буртас. Отголоском этой героической борьбы стала легенда о княгине Нарчатке. В начале XIV века для управления мордвой татаро-монголы создали особый улус с центром в городе Мохши (Наровчат). Первое летописное упоминание о Наровчате встречается в Троицкой летописи 1361 года. В 1395 году город был сожжен и разрушен во время междоусобной войны хана Тохтамыша с завоевателем Тамерланом.
    В зале археологии привлекают внимание предметы эпохи золотоордынского периода: белые резные камни от капители мечети, фрагменты известковой штукатурки покрытой глазурью, осколки расписной восточной керамики, игральные кости и джучитские монеты (пулы и дирхемы). 
 
3-й зал «Город-крепость Наровчатое городище». К началу XVI века земли мордвы, прилегающие к Рязанскому и Нижегородскому княжеству, вошли в состав русского государства. Для охраны окраинных земель, для защиты восточных границ строится город-крепость. В 1521 году был построен деревянный острог в Наровчате. Строили острог работные люди, которых набирали воеводы из разных мест по человеку с пяти дворов. Деревянная крепость стояла на соединении двух дорог, ведущих на Москву: одной с востока от Самарской луки, другой с юга и с Крыма. В крепости находился отряд служивых казаков с воеводой во главе. Наровчатская крепость представляла собой «острог стоячий», ставленный на дубовых бревнах, на сваях, на вышину двух саженей     (4 м.26 см). Всего в крепости было 6 башен. С запада располагалась проезжая башня с вестовым колоколом. В ней круглосуточно находились стражники, охранявшие ворота. Справа от проезжей башни располагалась раскатная башня, на которой устанавливали пушки. Далее у рва стояла четырехугольная угловая башня, две сторожевые башни: одна у р. Шелдаис, другая напротив Казачьей Слободы. Все служилые люди наделялись землей. Кроме городовой службы казаки несли надзор за степью. Для охраны и разведки воевода назначал разъезды-сторожи. Эти отряды проникали далеко вглубь соседних территорий, охраняли торговые пути от вражеских набегов. Несмотря на такую охрану границ, набеги кочевников продолжались и в XVIII веке.
    В зале экспонируется маленькая ручная кулеврина, пушечные ядра, бердыш, сабля, макет крепости-острога.
    В XVI веке, вслед за солдатами в Наровчатский край пришли монахи. Они принесли с собой русскую культуру, христианскую  мораль    и    веру. 
В экспозиции музея, рядом с распятием и иконой соседствуют книги духовного и светского содержания, документы, фотографии.
    К XVIII веку Наровчат утратил военное значение. Часть служилых людей переехала в другие города, остальных перевели в разряд однодворцев. Вокруг города вырос посад со слободами. В это время Наровчат именуется «Великого государя дворцовое село Наровчатое городище». В 1775 году в составе Пензенской губернии был образован Наровчатский уезд. Наровчат получил статус города и герб: на голубом поле гора с норами.
 
4-й зал «XIX век - век реформ и преобразований». Зарождение капиталистических отношений в обществе, стремление помещиков увеличить доходность своих имений тяжелым бременем ложилось на крестьян, но больше всего их угнетало бесправное положение. 19 февраля 1861 года Александр II подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и «Манифест об отмене крепостного права». В 1866 году Наровчат дважды посетил писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин, будучи председателем Пензенской казенной палаты. Наровчатская действительность нашла свое отражение в некоторых его произведениях: «Дневник провинциала в Петербурге», «Помпадуры и помпадурши». В пореформенной России, в помещичьих хозяйствах применялся труд вольнонаемных работников, обрабатывающих землю инвентарем владельца.
     Крупным помещиком и промышленником Пензенской губернии являлся Наровчатский уездный предводитель дворянства, генерал-лейтенант Арапов Иван Андреевич. В 1893 году Арапов И.А. был назначен министром земледелия России. Он создал образцовое хозяйство в губернии. 
     В музее экспонируются фотографии, документы местных помещиков и купцов, мебель дворянской усадьбы XIX века, книги, среди которых библия с автографом Е.Н. Бибиковой (внучки Н.Н. Пушкиной-Ланской).
     Вторая половина XIX века характеризовалась значительным расширением торговых отношений. Наряду с работой базаров и ярмарок получала развитие магазинно-ларечная торговля. В центре Наровчата вырастали все новые магазины и лавки.
     В     результате     исторически      значимых       реформ,      проведенных 
Александром II, в Наровчате деятельность земства ознаменовалась приобретением здания и открытием больницы, строительством школ, созданием публичной библиотеки. В зале представлены: фото земских школ и учителей, земских врачей, аптечная посуда, аптечные весы, медицинский шприц с пробковым поршнем, прибор для прививок.
    За крестьянской и земской реформами последовала судебная, военная, реформа городского общественного управления. В витринах можно увидеть знаки отличия выборных представителей власти, печати сельских старост.
 
5-й зал «Путь к победе сквозь огонь и смерть и слёзы и любовь». Особое место  в экспозиции музея отведено свидетельствам Первой русской революции. Экспозиционной ряд открывают фотографии крестьянина-отходника Я. Ястребцева, студента А. Делигентова, учительницы земской школы Е.А. Орловой-Утехиной. Я. Ястребцеву за распространение и хранение листовок политического характера, был вынесен приговор, согласно которому его заковали в кандалы и сослали на каторгу. В зале можно увидеть: фотографии участников революции, русско-японской войны, наградные знаки, документы, трофеи, кандалы. 
    В годы Первой мировой войны в уезде была объявлена всеобщая мобилизация, создавались специальные комиссии по ее проведению. Основную массу мобилизованных составляли крестьяне. С пензенских вокзалов на фронт отправлялись маршевые роты, в том числе Венденский полк, 186    пехотный полк,       в     составе  которого     проходил     службу П.С. Парфенов, автор текста партизанского гимна «По долинам и по взгорьям». Первая мировая война затянулась на несколько лет. Недостаток рабочей силы компенсировали поставкой военнопленных  из числа немцев, чехов, словак. К осени 1916 года в Наровчатском уезде насчитывалось уже 3600 военнопленных. В экспозиции представлены: нагайка, револьвер «Смит-Вессон», австрийская каска, солдатская шашка драгуна Венденского полка, сборник протестантских псалмов, похоронка на Железнова Ивана, уроженца с. Паньжа Наровчатского уезда, погибшего в 1914 году «…в славной борьбе за Царя и Родину…».
    Отдел истории  советского    периода    рассказывает    об    установлении 
23 декабря 1917 года власти Советов в Наровчате. В этом разделе можно увидеть награды героев Гражданской войны, редкий экспонат – печать ревтрибунала.
    В годы Великой Отечественной войны Наровчатский район был глубоким тылом. За все годы войны на фронт ушло 8474 человека, погибло 3347 наровчатцев. В 1941 году в Наровчат эвакуирован Белобережский детский дом, эвакогоспиталь № 4586,   в   1943   году   госпиталь   №   3529. 
Наровчат дал Родине в годы войны 12 Героев Советского Союза, Героя Социалистического Труда, двух кавалеров орденов Славы 3-х степеней.
 
6-й зал «Крестьянский быт и промыслы (конец XIX-начало XX века)».
После отмены крепостного права произошел резкий рост и развитие мелких промыслов. Крестьяне искали дополнительный заработок. В уезде образовался целый ряд промыслов: валяльный, решетный, гончарный, плетение из ивы и луба, лапотный и другие. Некоторыми из них занимались в специально построенных или приспособленных помещениях. 
    Валяльным промыслом занимались в селах Телешовка и Суркино. Здесь в начале XX века был расквартирован отряд солдат. Они знали валяльное ремесло и научили ему местных жителей. Валенщики работали в специальных мастерских, называемых вальнями. В помещениях было жарко и сыро. Техника валяния валенок состояла из многих приемов. Главным материалом служила овечья шерсть. Для производства валенок требовались специальные приспособления: решетка, лучок, катеринка, струны, колодки, рубель, пруток, платы, бочка или котел. По цвету изготавливали черные, серые и белые валенки. Валенщики занимались промыслом с 1 октября по февраль. Доход за месяц составлял 19-20 рублей, что считалось хорошим заработком.
    Решетным промыслом в Наровчатском уезде занимались в с. Орловка. Материалом служил лубяной слой липовой коры. Решетники использовали следующие орудия труда: стан, бердо (трех видов), челнок, пруток, нож, плоское шило, брусок, зубец. Все работы по изготовлению решет производились зимой в жилых избах, а летом работали под навесами. Выделялось 3 основных операции: тканье полотен, выделка обичек, обшивка обичек. Выпуск решет – дело семейное. Большего мастерства достигали те, кто начинал трудиться с 11-12 лет. Свои изделия решетники продавали на базаре в городе Наровчате, часть сбывали скупщикам.
    Гончарным промыслом занимались в селе Абашево. В работе гончаров выделялось 5 основных операций: добывание глины, подготовка глины для изделий, выделка изделий, просушка и обжигание. Лепным способом делали игрушки, слепкой – черную посуду и крупные сосуды, выводкой – обливные изделия. Игрушки пользовались высоким спросом на рынке.
    В экспозиции представлены: предметы быта, валяльный стан, решетный стан, глиняная посуда и игрушки, плетеные предметы, русский и мордовский женский костюм.
 


Памятники Пензенской области

Здание расположено по линии застройки улицы. Кирпичное, неоштукатуренное трехэтажное здание с двухэтажным южным крылом, под вальмовой крышей. Выполнено по проекту архитектора И.С.Китнера. Главный фасад симметричен с двумя ризалитами по бокам. Вход и лестничная  клетка, находящиеся в центре главного фасада, выделены четырехлотковым куполом на низком четверике, с люкарнами и тумбами по углам. Членения главного фасада  связаны с планировочной структурой: лопатки...